Зубы улитки - самый прочный материал на планете

марта 2015

Зубы улитки - самый прочный материал на планете

Теги: Наука , Новые материалы

Если бы кто-нибудь сказал, что у улитки есть зубы, то многие бы просто не поверили. А если бы кто-нибудь сказал, что эти зубы еще и являются самым прочным материалом на планете, то это могло бы вызвать не только недоумение, но и откровенный смех. А зря. Ведь на самом деле, это, действительно, так.

Морская улитка, известная в природе как морское блюдечко, чаще всего обитает на прибрежных скалах. Собираясь в группы, эти улитки спокойно очищают огрубевшую поверхность скал от водорослей, которыми питаются. Чтобы произвести такую работу нужно обладать очень  прочными зубами. Тогда, озадачившись этим вопросом, ученые провели ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что зубы этих улиток являются самым прочным природным материалом, существующим в природе. Эти зубы располагаются по всей поверхности языка (радулы)  улитки и  представляют собой белково-минеральные композиты. Ученые считают, что секрет такой феноменальной прочности зуба кроется в плотно укомплектованных минеральных волокнах, которые состоят из вещества гётита, в состав которого входит железо.

Чтобы протестировать прочность зубов, ученые начали с микроскопических фрагментов, до которых, размельчили зуб. Затем эти фрагменты были приклеены к атомно-силовому микроскопу, который может определить, насколько прочен тот или иной материал. Таким образом, микроскоп выдал ответ, что расчетная прочность зуба составляет 5 ГПА. К сравнению приведём паучий шелк, который до появления зуба улитки считался самым прочным природным материалом. Прочность зуба морского блюдечка превосходит прочность паучьего щелка в пять раз.

Если сравнивать этот материал с самым прочным веществом, созданным в лаборатории человеком,  углеродным волокном, то его показатели не во многом уступают искусственной субстанции. А другие материалы он превосходит в разы. Таким образом, благодаря открытию зуба морского блюдечка, можно использовать его для бронежилетов или в строительстве самолетов. Материал является не только очень прочным, но и очень легким. Также структуру зуба улитки скопировать гораздо проще, нежели чем структуру паучьего шелка.

Таким образом, маленький и ничем не примечательный моллюск помог ученым сделать огромный шаг в развитии науки. Кто знает, возможно, в природе, скрывается еще множество подобных организмов, которые нужно просто лучше исследовать. Это открытие даст отличную возможность еще больше присматриваться к подобным существам в природе.

на основе материала Ryan Whitman